sovnarkom.ru
iskra.narod.ru
"Правда" 1-4 декабря 2000 г. (N 140, спецвыпуск)
Совесть в ломбард не сдают В песнях протеста - наша жизнь Песни протеста? В нынешней-то России, где все отнято у народа и поделено, где люди разобщены, разведены по разные стороны баррикады? Правители подслащивают пилюлю - подачками с барского стола, а больше посулами о грядущем-де капиталистическом процветании, байками о примирении и согласии. Кого и с кем? Обворованных с грабителями? Те, кто не верит в "демократические" фальшивки, кто насытился "реформами", кто не отрекся от социалистических убеждений, выражают свою политическую волю в демонстрациях, маршах протеста, забастовках, на выборах. А еще - в песнях. IV Всероссийский музыкальный конкурс "Песни Сопротивления", один из инициаторов которого Н. Пчёлкин, участник Сталинградской битвы, состоялся на днях в Москве. Когда на сцену вышел молодой певец коммунист Иван Баранов с песней "Антилюди", зал замер от терзающей душу правды. ...И вот совершилось - повсюду Пробил черный час паука. И выползли вдруг - антилюди С охапками денег в руках. Ни хитрость, ни божия милость, Ни деньги врагов не спасут. И будет сама Справедливость Вершить этот праведный суд. Пел молодой парень в черной майке с портретом Ленина на груди. Почему он выбрал для себя трудный путь несогласия с режимом, вступил в ряды "Авангарда красной молодежи"? На этот вопрос он отвечает своим творчеством. Николай Прилепский, ученый, биолог, преподаватель МГУ, в своей песне "Чубайс и Солнце" поведал вот какую историю: И житья Чубайсу нет, Он едва не плачет, Что за солнечный, за свет Люд ему не платит. Мчится солнце сквозь года, Круг за кругом вертит, И назло всем господам На халяву светит. Хорошо ему сиять В небе ярко-синем, Вся приватизация Перед ним бессильна. И плевать ему с небес Весело и грубо И на РАО, на ЕЭС, И на Толю Чуба. Победитель конкурса зрительских симпатий, лауреат "Песен Сопротивления" Александр Харчиков вышел на сцену с песней, которая заставила зал затаить дыхание. Он спел про "героя" нашего времени - либерала, который пирует нынче в России и диктует, как нам жить дальше. ..Либерал, это ты нам в затылок стрелял В Октябре на Горбатом мосту. Это ты, Либерал, нас в Чечне прибивал Воровскими руками к кресту. Ты агентами США наводняешь страну, Ты пасешь сексуальную мразь. Это ты, Либерал, держишь русских в плену, Ты украл нашу славу и власть. Это ты, Либерал, нищету расплодил, Сатанинские секты развел, Это ты, Либерал, нашу юность сгубил, Нашу старость до ручки довел. - Победитель IV Всероссийского конкурса "Песни Сопротивления" Александр Харчиков. - Почему вы выступаете здесь, на конкурсе "Песни Сопротивления"? - спрашиваю Александра. - Потому что я - русский патриот и советский человек. Я не продался, как некоторые. На сцену выходит... священник - отец Олег с песней "Россия". Тогда, в 93-м, он был у "Белого дома". - Почему вы принимаете участие в конкурсе? - разговорилась я с отцом Олегом. - Сюда пришли патриоты. Я получил благословение на участие в "Песнях Сопротивления". Как и в 93-м на крестные ходы у Дома Советов. Молитва - это тоже оружие. В песнях Сопротивления - наша сегодняшняя жизнь без прикрас. Марина ЭРАТОВА.
Газета "Совет рабочих депутатов" N1 (03), декабрь 2000 г.
Песни Сопротивления (Заметки зрителя) Большие народные движения всегда рождают большие песни. Как правило авторские, они быстро становятся в лучшем смысле народными, а затем и всемирными - с легкостью перешагнув национальные границы, звучат на чужих языках так же уверенно, как на своем родном. Так первая великая народная (хоть и буржуазная по классовому содержанию) революция подарила человечеству "Марсельезу", первая социалистическая революция (Парижская Коммуна) - "Интернационал", Великий Октябрь подхватил их, сделав "Марсельезу" Рабочей, он дал крылья "Варшавянке" и "Красному знамени", пробудил миллионы сердец на борьбу бодрым призывом: "Смело, товарищи, в ногу!"; эпоха борьбы с фашизмом в 30-е - 40-е годы оставила нам такие шедевры, как немецкий "Коминтерн" ("Заводы, вставайте!") и советскую "Священную войну"... Периоды контрреволюций обычно бедны в художественном отношении, и прошедшие десять лет подтвердили это правило: разбитый, деморализованный советский народ оказался способен в основном лишь на то, чтобы придумывать новые слова на старые любимые мотивы и создавать баллады о страданиях униженной Родины. Новых боевых, наступательных песен было очень мало: "На Васильевском спуске" и "Коммунисты, спасите народ" на стихи Б.Гунько, великолепные харчиковские "Моя Родина - Советский Союз" и "Настоящий коммунист"; к сожалению, широкой публике еще плохо известны замечательные яркие, революционные песни творческого содружества Плево-Кленова-Алехин ("Революция впереди", "Россия идет трудовая", "Свободу коммунистам молодым", "Красный Курдистан", "Если не мы, то кто?" и др.) - у авторов нет финансовых возможностей сделать качественную кассету... А потребность в песнях есть, и большая. Недаром так популярны конкурсы, организуемые редакцией газеты "Дуэль". Последний из них, четвертый по счету, названный конкурсом "Песен сопротивления", проходил 25 ноября 2000 г. в кинотеатре "Баку". Организаторы - Ю.Мухин со товарищи - были на высоте: авторитетное жюри, фотокорреспонденты, кинокамеры, даже телевидение, а главное - битком набитый зал. Публика в политическом смысле была в основном бело-розовая с редкими черными и красными вкраплениями. Красные - это коммунисты из РКРП, ВКПБ, двух Комитетов защиты (политзаключенных и политузников), РПК; особо ярким пятном выделялись ребята из АКМ, явившиеся поддержать своего певца - Ивана Баранова - и очень раздражавшие чопорную белую часть публики выкриками с галерки и взмахами красного флага. Выступлением Баранова и началось первое отделение конкурса-концерта. Юноша в черной майке с портретом Ленина на груди, спевший песню "Антилюди" на известные стихи Б.Гунько, казалось, должен был стать камертоном для конкурса песен сопротивления. Но - не тут-то было! Последовавшие за этим полтора десятка номеров под это определение - "песни сопротивления" - никак не подходили. В основном это были либо сатирические куплеты, либо лирические жалобы на горькую судьбу то солдат, то офицеров, то Родины в целом - в большинстве своем искренние и трогательные, но не создающие необходимого настроя на борьбу, хотя бы на сопротивление, не говоря уж об атаке. Лишь один бард заставил весь зал на пять минут замереть, затаив дыхание, - Александр Крылов из Смоленска, исполнивший свою потрясающую песню "Я не погиб в горящем Белом Доме...", в которой дана удивительно яркая, реалистичная, и в то же время высоко художественная картина тех последних трагических часов обороны: "Я не погиб в горящем Белом Доме, И не меня утюжил бэтээр, Другого истязал на стадионе И добивал прикладом иэувер... ...А кто-то вел еще огонь сквозь пламя На раскаленном верхнем этаже, И зарево вздымалось точно знамя На том последнем страшном рубеже..." Эта песня, как пепел сожженных в Доме Советов, ударила в сердца слушателей, пробуждая праведный гнев и жажду мести... Но вслед за ней опять хлынул елейно-сентиментальный поток, который лучше всего охарактеризовала одна зрительница, сказавшая про песню Юрия Земляка: "Это не "Славянский марш", а славянский стон..." Лишь в конце первого отделения, казалось, наступил перелом - когда один за другим прозвучали два действительно мощных, боевых выступления. Сначала - песня "Если не мы, то кто?" Кленовой и Плево в исполнении дуэта Плево-Алехин: вместо балладного треньканья гитар в зал хлынули суровые аккорды рояля, и мужественные молодые голоса запели об арестованных революционерках-комсомолках, о необходимости всем подниматься на борьбу с наступающим фашизмом. Рефрен этой песни всегда неотразимо, почти гипнотически действует на слушателей: "Чтоб рухнули стены фашистской тюрьмы, будь к бою, товарищ, готов..." - дальше ладони сами собой начинают отбивать такт, а губы подхватывают: "И если не я, и если не ты, и если не мы - то кто?..." Вот и теперь зал словно встряхнуло, и впервые после выступления Баранова вспыхнула настоящая овация. Вслед за ними Александр Харчиков представил новую песню "Либерал" - о буржуях-либералах, обманувших и обокравших народ. Нарисованная в финале соблазнительная картина (измеряемый верстами ряд виселиц, на которых "либералы висят, либералы висят, и молчат их поганые рты!") привела зал в полный восторг. Второе действие по сравнению с первым было гораздо более шумным - к гитарам и фортепиано добавилась рок-музыка. И более разнообразным: не только сатиры и плачи, но плюс к тому кресты, купола, колокола, кольчуги, летающие по небу доллары - чего тут только не было! Даже пантомима с фехтованием на мечах. Не было только долгожданной Песни - песни борьбы и гнева, простой и сильной, с яркой запоминающейся мелодией - революционной песни типа "Варшавянки" или "Коминтерна", которая не требует сложной аранжировки и мощных оглушающий слушателей колонок, которая может блеснуть всеми гранями бриллианта в исполнении выдающегося певца, но в сущности предназначена для простых людей, чтобы пели ее хором в колоннах демонстраций и на баррикадах, перед атакой или... перед расстрелом. Той песни, которая поднимает на бой и дает силы выдержать все испытания... Да, такой песни во втором отделении не прозвучало. Зато была другая, тоже долгожданная - пусть еще не массовая, а традиционная, бардовская, балладная - но какая! Настоящая Песня с большой буквы - "Пятеро" Николая Прилепского. Песня, обращенная к рабочим. Сильная, мужественная, честная. И - глубоко поэтичная. Песня о "безумстве храбрых" - "благородном безумии" первых борцов против несправедливости... Ничего лучшего о положении пролетариата и о рабочем движении в целом за все годы контрреволюции написано не было... Автору этих строк, по крайней мере, услышать не довелось. Расшифровав магнитную запись этого шедевра, мы приводим его здесь целиком - это лучше самых длинных и пышных похвал. Надо отметить еще "Смерти нет" Александра Харчикова. Хотя политическая концепция песни в целом, ставящая чеченскую войну в один ряд с Великий Отечественной и с войной 1812 года, представляется ошибочной, тем не менее песня очень сильная, воспитывающая мужество и презрение к смерти - да, это истинная песня Сопротивления. Вот один лишь куплет из нее: "Помнят деды - к нам Гитлер лез, На Восток продвигаясь лихо, Но долбили его с небес Наш Гастелло, наш Талалихин! Но встречали его свинцом Сталинградцы и Краснодонцы Все, кто смерти смотрел в лицо, И за нею увидел Солнце! Не сотрется прошлого след, Память павших навеки свята! Смерти нет, ребята, смерти нет! Смерти нет! Смерти нет,ребята!" ...Потом было подведение итогов. Авторитетное жюри назвало и одарило призами победителей в трех номинациях - музыка, стихотворный текст, исполнение. Если не ошибаюсь, больше всех наград получили сюрреалистический Сергей Цисс ("Видение" - это там, где продают отрубленные головы солдат; действительно, довольно сильный в поэтическом отношении номер), Артур Струков ("Хочешь жить - разрушь Америку!" - весь смысл песни в этом рефрене-названии, воплотившем любимую идею "белых патриотов", простую, как огурец, а главное, выводящую из-под удара гневного народа отечественных кровопийц-буржуев) и сентиментальная Нина Диланян ("Пуля -врешь, не возьмешь!" - в сущности, пропутинская песня, слащавая, со странной строчкой в припеве: "...а пули кружили..." - как это пули могут кружить? как вороны, что ли?). Даже песни А.Харчикова, не выходящие за рамки буржуазного патриотизма, но очень смелые, наступательные, по-видимому показались судьям слишком левыми. По мнению одного из членов жюри - замечательной советской гимнастки Елены Карпухиной - судейство было несправедливым. Не могу обойти молчанием один забавный эпизод. После официального жюри свои призы вручали различные общественные организации и частные лица. Неожиданно на сцену поднялась т.Глаголева, как представитель крючковского "Комитета защиты политузников - борцов за социализм", чтобы вручить приз от имени этой организации. На конкурсе была лишь одна песня, полностью отвечавшая направлению работы указанного Комитета - "Если не мы, то кто?" - но... т.Глаголева, разразившаяся на сцене довольно долгой речью, об этой песне, посвященной девушкам-узницам, даже не упомянула. Наверное, потому, что ее исполнили ребята из "Комитета защиты политзаключенных - борцов за социализм", возглавляемого О.Федюковым. ...Итак, подлинным Песням Сопротивления жюри конкурса оказало - простите за каламбур - яростное сопротивление, которое ничем, кроме идеологической, классовой позиции самого жюри, объяснить невозможно. Зато публика выбрала песни борьбы. Это выразилось не только овациями, но и распределением главных призов, судьбу которых решало голосование зала. И хотя "массовый зритель" на этот раз не смог по достоинству оценить такие вершинные, на мой взгляд, произведения, как "Пятеро" и "Если не мы, то кто?", но все же показательно, что два первых места были присуждены воинственному Александру Харчикову и Ивану Баранову, открытому проповеднику коммунистического восстания. И это прекрасно! Наряду с Прилепским, Плево, Крыловым, я "болела" также и за Баранова - честно признаюсь, что очень ценю не только его прекрасный голос, но и четкую классовую позицию (недаром на замечание представителя газеты "Завтра", что он, мол, воплощает собой "русский реванш", Иван возразил: "Пролетарский реванш!"). Четвертый конкурс "Песни сопротивления" завершен. Его лучшие песни останутся с нами. И напишугся новые - еще более яркие, боевые, прекрасные. Мы, коммунисты, несокрушимые оптимисты, так как знаем - будущее за нами. У нас все лучшее - и песни, и революция - впереди! В.БАСИСТОВА 30.11.2000 г. ЕСЛИ НЕ МЫ - ТО КТО? Политзаключенным-комсомольцам Татьяне Нехорошевой-Соколовой, Андрею Соколову, Ларисе Щипцовой и Надежде Ракс посвящается Комсомолок бросают в застенки кремлевские воры, Но они свою Родину не предают. Видно, трусят мужчины Россию спасать от позора, Если в бой за свободу девчонки идут! Припев: Чтоб рухнули стены фашистской тюрьмы Будь к бою, товарищ, готов! И если не я, и если не ты, и если не мы -То кто?! Наши сестры в застенках у тех, кто стреляет в рабочих, Кто Советскую землю буржую продал. Наши сестры! Вы - с нами! Народная лава клокочет, И сметет палачей революции шквал! Припев. Мы в суровой борьбе завоюем России свободу, Будет снова Советской родная страна, На обломках фашизма, сметенного гневным народом, Будут девушек наших сиять имена! Припев.
[ К началу страницы ]
[
Возврат на первую страницу ]
[ Возврат на предыдущую страницу ]
Дата последнего изменения: 24.01.2001