sovnarkom.ru
iskra.narod.ru
Конкурс "Песни Сопротивления - 2002"

Статьи о конкурсе

 


Конкурс ещё не начался, а газета интеллигенции(!!!) "культура"(!!!) написала подленький донос на организаторов конкурса с обвинениями их в экстремизме. (Правильно, ребятки, все истинные интеллигенты должны поступать именно так.) Автор статьи очень переживает, что закон об экстремизме для таких песен слишком мягок. Надо бы ужесточить. А умный депутат думы объясняет в комментарии, что закон "О противодействии экстремистской деятельности" "готовился в спешке, и его нельзя признать совершенным", и советует, как надо применять этот закон к "лицам, одержимым националистическими настроениями".
Осталось несколько дней до конкурса. Посмотрим, как они будут с нами бороться.


"Культура"
еженедельная газета интеллигенции

№46 (7353)
14 - 20 ноября 2002г.

Культура Портал: Искусство на службе националистов


Инструкции по выживанию для самых правых

 

Закон "О противодействии экстремистской деятельности" оказался несовершенным
Ада СМИРНОВА

"Здоровая нация так же не замечает своей национальности, как здоровый человек - позвоночника", - мудро заметил когда-то Оскар Уайльд. Сегодня то, что повышенный интерес к своей национальности, неизбежно приводящий к ее противопоставлению прочим, есть не что иное, как проявление симптомов тяжелых недугов общества, можно считать научно доказанным фактом. В России очаги националистических настроений расцветают с просто пугающей интенсивностью.

Среди средств укрепления и пополнения боевых рядов, применяющихся идейными националистами всех сортов, есть одно - самое, пожалуй, традиционное и эффективное. Это психологическое воздействие на умы потенциальных адептов путем вовлечения их в сильное эмоциональное переживание, в результате которого заданным ценностям надлежит приобрести форму убеждений. Надо ли говорить, что лучше всего с этой задачей справляется искусство.

Мы попытались посмотреть на творчество людей, исповедующих националистические взгляды, и познакомились с агрессивным непримиримым сообществом, каждый член которого осознает важность своей художественной задачи. Он примеряет на себя роль миссионера, призванного отобразить реальность в зеркале своей "религии", сделав ее, с одной стороны, открытой и доступной каждому, с другой - привлекательной своей инакостью. Отсюда предельная прямота и бескомпромиссность текстов, жесткость музыки, агитационный гротеск плакатной графики. Но несмотря на то, что общие признаки легко выявляются, это искусство неоднородно, как неоднородна и его аудитория.

"Рок кованых сапог"

Самые молодые приверженцы национализма в большинстве своем принадлежат субкультуре скинхедов, о которых сегодня знает даже дошкольник. В начале учебного года один десятиклассник, с некоторых пор предпочитающий модной стрижке гладко выбритый череп, попросил у меня разрешения написать работу о музыке "скинов", и я, признаться, почувствовала замешательство, ибо о существовании такого направления в музыкальном искусстве не подозревала. Пробел решено было восполнить...

Раздобыть кассеты с записями групп, причисляющих себя к движению WP (White Power, что в переводе означает "Белая власть"), легко может каждый - они стоят на полках многих московских ларьков, торгующих аудиопродукцией, и, по словам продавцов, пользуются спросом. Как нетрудно догадаться, молодые выбрали для выражения своих идей жесткий рок, всегда неплохо справлявшийся с ролью рупора социального протеста. Сегодня на его языке говорят и ультраправые националисты, выражающие и втолковывающие другим ненависть к существующей Системе. История на первый взгляд очень знакомая - против Системы же, в ином тогда ее обличье, протестовал отечественный рок-андерграунд 70 - 80-х годов, переживший впоследствии серьезные потрясения в результате кардинальной смены декораций. Однако "найти десять отличий" в содержании пафоса героев рок-н-ролла минувших дней и нынешних скинхедовских кумиров нетрудно. Предчувствие гражданской войны сменилось призывами к бунту, утверждение личной свободы - воодушевлением общей тоталитарной идеей. Хипповские мечты о всеобщей любви уступили место яростной ненависти, а панковская анархическая романтика - идеалу жесткой диктатуры "Русского порядка". Серьезному пересмотру подвергся и образ самого героя андерграунда, которому сегодня рекомендуется не предаваться наркотическим грезам и вести пьяные разговоры на заплеванных кухнях, а "качать железо", читать "правильные" книги и готовить себя к борьбе не на жизнь, а на смерть. При этом рок-музыка осталась столь же эмоционально и идейно заразительной, сохранила бунтарский дух, а самое главное - способность объединять под своими знаменами массы молодых людей, которым в силу возрастных и социальных особенностей чуждо сытое спокойствие обывателя. В этом, на мой взгляд, кроется секрет популярности музыки WP, еще не оцененного по достоинству инструмента пропаганды националистических идей.

Позиции лидера экстремистского национал-шовинистического направления в музыке удерживает команда с зычным названием "Коловрат" (символ правосторонней свастики), прежде именовавшаяся "Русским гетто". Названия альбомов группы - "Кровь патриотов", "Национальная революция", "Бритоголовые идут" - говорят сами за себя, неизменно провозглашая идею бескомпромиссной и жестокой борьбы за сбережение "белой расы". Бороться, естественно, предлагается с врагами, коими являются все, кто к этой расе не принадлежит и крови "чистой, как роса" не имеет, а также сочувствующие им космополиты. На мой взгляд, главное, что привлекает молодых и горячих в музыке "Коловрата", "Инструкции по выживанию" и других подобных команд, - это неизменная героическая романтика, по которой тоскует душа скинхеда, и утверждение социальной значимости любого аутсайдера, обнаруживающего в себе чувство превосходства по национальному признаку. Все это дает основание и для уверенной ненависти к врагу и гордости собой вне зависимости от личных достижений.

Власти, надо сказать, пытаются пресечь деятельность радикальных националистических групп. Яркий пример тому - арест участников фестиваля памяти Яна Стюарта (лидера английской неонацистской команды), собравшего 2 ноября в одном из подмосковных домов культуры множество скинхедов. Правда, непонятно, почему власти, наверняка, осведомленные о музыкальной акции, сначала допустили ее проведение, а потом бросили на разгон отряд сотрудников МВД и ОМОНа.

В отсутствие возможности выступать перед московской публикой "Коловрат" и им подобные группы с успехом гастролируют в регионах, неустанно ведя борьбу за молодые души "арийцев". Среди потенциальных адептов идеи национальной исключительности, которых музыканты всегда рады видеть среди своих поклонников, - околофутбольные хулиганы, представители субкультуры байкеров, частенько нашивающие зоннеррад на рукава кожаных косух, разношерстные маргиналы, да и просто любители "тяжелой" музыки.

Смело, товарищи, в ногу!

Если движение скинхедов на сегодняшний день все еще довольно хаотично и не имеет жесткой структуры, то этого никак нельзя сказать о национал-патриотических организациях. Их меньшая численность по сравнению с внушительной массой бритоголовых компенсируется чистотой рядов и идейной подкованностью каждого члена, знающего свое место в иерархичной партийной системе. Несмотря на некоторые расхождения во взглядах, мешающих объединению, они содержательно близки друг другу. Их идейные задачи требуют музыки и поэзии особого рода - здесь нужны гимны, марши, строевые песни и речевки, в необходимом количестве поставляемые поэтами и композиторами, чье творчество питают широкие реки тоталитарного искусства всех времен и народов. Основное содержание все то же - призывы сплоченными рядами идти на "битву славную за Русь", уничтожая "сонмы неудавшихся творений", обреченных "на переплав". Суровые песни, вдохновляющие пламенных революционеров-подпольщиков в начале двадцатого века, сослужили хорошую службу. Поэтам осталось лишь слегка подредактировать содержание, отправив партийцев умирать как один не за власть Советов, а за освобождение русского народа. Впрочем, художественные достоинства гимнов, похожих друг на друга как близнецы-братья, сильно уступают "Варшавянке" или "Интернационалу", хотя по сравнению с речами партийных лидеров выглядят шедеврами. Кстати, речи и призывные обращения также облекаются в полупоэтическую форму "белого стиха" с использованием языка героев русских былин или предводителей воинских дружин времен Дмитрия Донского. И это уж, на мой взгляд, совсем зря, потому что любому мало-мальски образованному слушателю эти неловкие изыски нестерпимо режут слух.

Стихи и песни "сопротивления"

Но не надо думать, что приверженцы национализма все свое время посвящают строевой подготовке и исполнению гимнов. Иногда они поют задушевные, или не очень, песни под гитару и даже читают стихи. Авторы этих песен и стихов, естественно, никакого отношения к КСП не имеют, ибо душа революционера просит пусть не всегда искусной, но своей музыки и поэзии. Всех бардов-националистов, коих на сегодняшний день не так уж и мало, можно услышать на ежегодном фестивале под названием "Песни русского сопротивления", организуемом газетой "Дуэль". Вот и сегодня, когда я пишу эту статью, полным ходом идет первый тур фестиваля - закулисное прослушивание всех подавших заявки на участие. Лучшие исполнители, по словам организаторов, выйдут на сцену "приблизительно 23 ноября, ориентировочно в кинотеатре "Баку", и среди них наверняка будут любимцы публики - Александр Харчиков, Иван Баранов, Александр Беляев. Тот, у кого крепкие нервы, может прийти и послушать эти "песни о главном" - например, о том, когда "Народ имеет право на убийство".

Справедливости ради надо сказать, что не все сочинители в среде националистов лишены таланта, у некоторых даже чувствуется литературная школа. Одни пытаются подражать Маяковскому, Есенину, в прозе - Горькому, другие - "деревенщикам", то есть тем, кого относят к "своим". Это деление русской литературы на плюс и минус, между прочим, поборников идеи русской исключительности очень занимает. Думаю, сегодня они могли бы уже предоставить обществу список "правильных" писателей, оставив прочих для аутодафе. Критерии иногда просто смешные - к примеру, Александра Маринина достойна войти в список рекомендуемых авторов, поскольку в одном из ее произведений "литературный" эксперт усмотрел уважение к свастике, а "День литературы" оправдывает Иосифа Бродского в глазах читателей тем фактом, что поэт порвал с иудаизмом. Но читатель читателю рознь, и далеко не все смеются над этими пассажами, приберегая чувство юмора на другие случаи. Так к этому чувству апеллирует экстремистская карикатура, иногда сильно напоминающая сатирические шаржи из журнала "Крокодил". Правда, порой художники обращаются к жанру революционного плаката и даже реалистичной живописи, опираясь на лучшие образцы тоталитарного искусства России и Германии. Особняком здесь стоит графика Г.Климова, воплощающего в замысловатых рисунках мистическую мощь символики, которая, несмотря на древность происхождения, более всего ассоциируется с фашизмом. Среди официально признанных современных художников идейно безупречным признается творчество Константина Васильева.

* * *

Возможно, кто-то скажет, что вся эта самодеятельность не стоит пристального внимания и интереса общественности. Но если все многообразие "искусства под знаком свастики" уже сегодня трудно описать в рамках газетной статьи, боюсь, что завтра ему можно будет посвящать энциклопедии. Не в моей компетенции делать выводы или давать прогнозы. Могу лишь констатировать неутешительный факт: обслуживать все увереннее поднимающий голову национализм искусство в некоторых своих проявлениях оказалось готово. Готово ли оно ему противостоять?

КОММЕНТАРИЙ

Владимир КУЛЬЧИЦКИЙ, руководитель аппарата Комитета Государственной думы РФ по делам общественных объединений и религиозных организаций:

- Как известно, этим летом Госдума приняла закон "О противодействии экстремистской деятельности". Увы, этот документ готовился в спешке, и его нельзя признать совершенным. Он не препятствует собраниям лиц, одержимых националистическими настроениями. Прежде всего потому, что основное законодательство РФ гарантирует свободу собраний. Но если на этих мероприятиях происходят действия, которые кому-то кажутся противозаконными, с соответствующим заявлением можно обратиться в правоохранительные органы. По факту собрания (уличного шествия, митинга, демонстрации), связанного с политической, расовой, национальной или религиозной нетерпимостью, может быть начато разбирательство и даже возбуждено уголовное дело. То же самое относится к музыкальным и видеозаписям националистического толка, а также к книгам.




[ К началу страницы ]

     [ Возврат на первую страницу ]       [ Возврат на предыдущую страницу ]

Дата последнего изменения: 20.11.2002